Хозяйственный
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Перейти вниз
avatar
Revuelta Mstislavovich
Сообщения : 6
Дата регистрации : 2020-03-23

Актуальные проблемы возрастной психологии - Глава 3 Empty Актуальные проблемы возрастной психологии - Глава 3

Вс Апр 17, 2022 5:38 am
Основное социальное и психологическое содержание подросткового возраста – переход от детства к взрослости. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста как в западной, так и в отечественной психологии. Американский психолог Стенли Холл считал, что для подросткового возраста характерен кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". В процессе этого кризиса отмечается амбивалентность и парадоксальность характера подростка, которая выступает в виде основных противоречий: чрезмерная активность которая может привести к изнурению, безумная весёлость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию. Согласно культурно-психологической концепции подросткового возраста Э. Шпрангера, психическое развитие, есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьёзных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. В связи с этим, главными новообразованиями этого возраста выступают открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Согласно Э. Штерну для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. Э. Штерн описал шесть таких типов: теоретический тип – личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; эстетический тип – личность, для которой объективное познание чуждо; социальный тип – "смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей"; экономический тип – жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой достигнуть наибольшего результата; политический – для такой личности характерно стремление к власти, господству; религиозный – такая личность соотносит любое явление с общим смыслом жизни и мира. Определяя каждый из типов, Э. Штерн отнюдь не считает, что в жизни подростка существует только одно направление ценностей. Напротив, все направления ценностей заложены в каждой личности, но какое-либо одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет дальнейшую жизнь подростка. Переходный возраст по Жану Полю Пиаже, характеризуется тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все стороны жизни подростка. Для решения проблем подросток может применять правильные формально-логические рассуждения; он начинает пользоваться индуктивным мышлением, обобщая ряд фактов и строя на их основе какую-либо теорию. Подросток может оперировать алгебраическими символами, пользоваться языком метафор. Он может думать не только о том, что есть, но и о том, что могло бы быть, проецируя себя, свои поступки и действия в будущем. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Самым влиятельным представителем в области изучения подросткового возраста был известный американский психолог Эрик Эриксон. Развитие личности, по Эриксону, складывается из трёх взаимосвязанных компонентов: соматического развития, развития сознательного "Я" и социального развития. По мнению американского психолога, главная задача индивида заключается в том, чтобы переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность. В ходе обретения идентичности, что является основой самосознания в подростковом возрасте, сам индивид становится жертвой этого процесса. В этот период подросток стоит перед задачей сформировать чувство идентичности и избежать опасности возникновения ролевой диффузности. Они болезненно, а чаще, по внешнему впечатлению, странно озабочены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих их людей, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми. Подросток боится быть обманутым, доверившись простодушным обещаниям окружающих. Подростковый период характеризуется поиском возможностей свободного выбора подростком путей исполнения своих обязанностей и своего долга и, в то же время, смертельной боязнью оказаться слабаком в глазах окружающих. Э. Эриксон особое внимание уделил изучению самосознания. Он считал, что в подростковом возрасте происходит объединение всех элементов самосознания и, таким образом, получает своё разрешение конфликт, который Эриксон разделил на семь основных частей. Временная перспектива или расплывчатое чувство времени.
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения